Кораблестроение

» 

Анализ современного состояния проблемы. Классификация. Анализ аналогов и конструкционных материалов.

Как я уже говорил, материал, используемый при постройке судна, играет ключевую роль в формировании его внешнего облика.

Металл - угловатая, жесткая конструкция, стеклопластик - бионическая пластичная конструкция и т. д. зависит от свойст материала.

Исследуя статистические данные за период с 1980 по 1995 гг. можно сделать вывод, что во всем мире для строительства судов длиной до 78 футов (23.4 м.) чаще всего используется стеклопластик, потом идет аллюминий, сталь и наконец - дерево (применяются композитные конструкции). Но данные меняются в зависимости от страны-производителя.

Обратимся к современным аналогам. Даже сейчас, когда применяются современные технологии, на формообразовании судов (всех) это мало как отразилось. Применяются современные материалы, а форма остается как 20 лет назад. Для сравнения, в автомобилестроении форма зачастую опережает время. В судостроении выделяются единичные экземпляры, такие как:

  1. парусный гоночный катамаран "Иван-30" Россия
  2. парусная яхта "Манта-Клиппер-34" США
  3. тримаран "Кэйбл & Вайерлесс Эдвенчер-115" Англия и др.

В основном смелой модернизации подвергаются корпуса спортивных судов и судов-концепций.

Наилучшим из судостроительных материалов являются стеклопластики (например, пластики, армированные волокнами FRP - сочетание смол с различными типами волокна и наполнителями), свойства которых отвечают требованиям современной стилистики в форме. Этот материал по сравнению с металлом и деревом обладает большей относительной прочностью, не магнитен, не корродирует, стоек против гниения, дешев в эксплуотации. Конструкции, имеющие сложную форму, из стеклопластиков изготавливают простой формовкой без каких-либо дополнительных операций по обработке и доводке - это удешевляет производство.

На формообразование современного малого судна влияет не только материал обшивки корпуса но и назначение (таможенные, лоцманские, для ловли тунца и др.), район эксплуотации (юг, умеренный климат и др.), тип судна (река-море, пресноводное море и др.)

Несмотря на тенденции к цельности четкое разделение на корпус и надстройку у подавляющего большинства современных маломерных судов остается. Надстройка может располагаться на баке, на юте, быть сплошной, но все равно остается отдельным элементом судна, нарушая целостность формы. Из-за этого общий вид современных судов складывается из формы корпуса и формы надстройки.

Корпус за века экспериментов выверен идеально по своим гидродинамическим свойствам. Основные композиционные центры: носовая часть с форштевнем и системой реданов, кормолвая часть с транцем определяют сложность объема. Форма корпуса призвана добиваться от судна наилучших мореходных качеств (скорость, остойчивость, циркуляция и др.)

Малые суда имеют самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом приспосабливаются к условиям эксплуотации.

По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и остроскулые суда. Также корпуса судов могут иметь комбинированные обводы. Например в ахтерпиковой части корпуса для достижения высоких мореходных качеств применяют круглоскулые обводы, а в форпиковой для повышении остойчивости и снижения ходового дифферента - обводы с острой скулой.

Судно должно иметь плавную качку, не дильфинировать при встрече с волной и мягко с ней соударяться, быть остойчивым на курсе и на попутной волне.

По форме носовой оконечности различают суда: c острым форштевнем, с носовым транцем, с санными образованиями. По форме кормы различают суда: с транцем, с вельботной кормой, с крейсерской кормой, с кормовым подзором и с тоннельными обводами крормы.

По конструкции корпуса малые суда могут быть: надувными, жесткими, неразборными, разборными.

Надстройка (у кого есть) это более насыщенный композиционными материалами объем, чем объем корпуса. Но в отличии от форм корпуса, формы надстройки (хоть они и подчинены стилю и назначению) более свободны в своем художественном выражении. В формообразование надстройки входит основной объем остекления (корпус ограничен в возможностях роста размера окон) - мощнейший композиционный центр, который может подчинить себе весь остальной объем судна.

В композицию надстройки входит и весь рангоут судна, а так как судно небольшое (маломерное до 19.8 м.) то и масштаб всех дельных частей максимально соизмерим с человеком (c человеческим ростом), что положительно отражается на восприятии человеком объема судна :)

Портал "Море" 2007