|
»
Анализ исторического развития формообразования судовМы привыкли, что суда по горизонтали делятся на две основные части: корпус и надстройку. Пропорциональное соотношение этих частей формирует общий объем судна, дополняемый атрибутами такелажа и рангоута, пришедшими из далеких времен. Но так было не всегда. На заре своего формирования "корпус" судна обходился без надстроек (долбленый челн-однодеревка 6315+275г. до н. э., плот) или имел формальные надстроечные объекты в виде примитивных укрытий от непогоды (египетские папирусные лодки, парусно-гребные античные суда, средневековые галеры) где форму определяли сплошной стабильный объем корпуса и паутинные подвижные образования такелажа. Основными факторами в формировании облика древнего судна были: назначение, используемый материал и, современная им, культура. Необычайно выразительны египетские папирусные суда, где на восприятие работает фактура папирусной вязки. Невозможно представить форму галеры без весел (чему способствовало рабовладение). Влияло на форму и само назначение судов:
Постепенно накапливая опыт предидущих лет судостроение совершенствовалось как конструкционно-технически, так и визуально-эстетически. У судов появилась постоянная надстройка. Теперь объем формировался тремя основными частями судна: корпусом, надстройкой, такелажем. Во всех славянских языках существует слово корабль. Корень "коро" - корзина. Древнейшие русские суда делались из гибких прутьев, как корзина, и обшивались корой, а позднее - кожами. В 12 в. на Руси были построены палубные суда и принцип постройки корпуса, а значит и облик не сильно изменился. На каркас, состоящий в основном из киля и шпангоутов, нашивались доски. Интересно, что доски нашивались и на суда, выдолбленные из цельного ствола дерева тем самым придавая судну остойчивость, делая борта шире и более округлыми. Различались и способы нашивки досок: встык, внакладку. Что влияло на вид судна и его мореходные качества. Возможно принцип "внакладку" стал прообразом современных реданов корпуса. Механические двигатели на судах отсутствовали, суда оснащались рангоутом и такелажем, вырастая ввысоту. Увеличивался экран судна, что неблагоприятно сказывалось на остойчивости, но выхода небыло. Выход был найден с изобретением судового двигателя и отказом от парусов за ненадобностью. В настоящее время при угрозе истощения топливных запасов планеты наблюдается тенденция к возрождению транспортных судов (точнее - применения парусов на судах). Но теперь на помощь судостроителям приходят новые технологии. Современный подход к формообразованию маломерного (в старину не было понятия "маломерное судно", разграничение появилось с увеличением числа персональных судов и появлением специализированных судов) судна требует восприятия всего объема судна как единого целого и это достигается целостностью формы. |
Портал "Море" 2007 |